Обновление сайта |
ДДТ о главном |
ДДТ о важном |
Поиск |
Интернет викторина |
Независимая оценка |
Форма входа |
Статистика |
Мы в VK |
Рекомендации для родителей Влияет ли стиль семейного воспитания на характер ребёнка? С уверенностью можно сказать, что характер ребёнка можно откорректировать путём изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания: рассудительный стиль; контролирующий стиль; доминирующий стиль. Сценка из жизни №1. Ребёнок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учёбе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно! Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно,иди. Ты же любишь рисовать! Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть? Рассудительный стиль. В результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности. Признаки сензитивности: ребёнок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазёр, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий спокойный, внимательный. Рекомендации: 1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребёнок увлечён, подыгрывать ему. 2. Усложнять игровую деятельность ребёнка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно. 3. Не следует бояться разбросанности и увлечённости ребёнка многими видами деятельности, 4. Очень бережно относиться к ребёнку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. 5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов. 6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребёнка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности. 7. С появлением второго ребёнка необходимо переключать внимание на младшего осторожно. 8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях. 9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям. 10. Не допускать общения ребёнка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми. 11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение. 12. Не следует рано водить ребёнка в театр. 13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями. Сценка из жизни №2 Ребёнок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник? Отец (строго). Я звонил сегодня классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась! Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но всё же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать! Ребёнок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша – моя лучшая подружка! Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь! Контролирующий стиль. В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности. Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряжённость, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость. Возникновению подобного типа личности способствуют условия: 1. Ребёнок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним. 2. Родители контролируют деятельность своего ребёнка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору. 3. Ребёнок до 5-ти лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жёсткому обращению со стороны детей разного возраста. 4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребёнка и обращаются с ним жестоко. Рекомендации: 1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых (подвижные игры, экскурсии, спорт). 2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт). 3. Организовать приём водных процедур. 4. При организации работы соизмерять реальные силы ребёнка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может. 5. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества). 6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребёнка. 7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания. 8. Полностью отказаться от физических наказаний. 9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка. 10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребёнка. Сценка из жизни №3. Ребёнок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта. Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе! Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрём! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант! (Спустя неделю.) Ребёнок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику. Отец (возмущённо и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше себя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали! Мать (расстроено). Ничего, сынок. Ты всё равно у нас самый лучший! Состязательный тип. В результате такого стиля формируется доминирующий тип личности. Признаки доминирования: это обычно чистый, опрятный ребёнок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чём не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал – сила, могущество; власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа: спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, эстетических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите. Рекомендации: 1. Прекратить восторгаться своим ребёнком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку. 2. Если ребёнок достигает первенства в чём-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели. 3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребёнок не достигает успеха в чём-либо, помочь ребёнку выделить новые цели, адекватные его возможностям. 4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер. 5. Направлять активность ребёнка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный. 6. При сильном возбуждении ребёнка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д. 7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности. 8. Исключить все формы состязания ребёнка с окружающими, детально рассматривать конфликты. 9. Осторожно, корректно обращаться с ребёнком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию. 10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях. 11. Пресекать попытки ребёнка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами. 12. Вместе с ребёнком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку. Литература: журнал «Школьный психолог»№16, 2008г. | ||||
| 10.02.2012 | Просмотров: 1310 | Всего комментариев: 0 |
МАУДО "ДДТ "Дриада" © 2025 |