Развиваем креативность.
Что такое креативность?
В буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.
Отличительные особенности креативной личности.
У креативной личности разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. У креативной личности замечательно развиты следующие качества:
- оригинальность;
- любознательность;
- воображение;
- интуиция;
- творческое мышление;
- эмоциональность;
- творческое отношение к профессии;
- чувство юмора
Следовательно, креативность можно и нужно развивать в любом возрасте. Это доказано практикой и создание технологий развития творческого мышления – одно из самых ярких достижений ХХ века.
Развиваем креативность у детей.
Поощряйте самостоятельность ребёнка в мыслях и поведении (конечно, если это не наносит вред ему самому или окружающим), не мешайте желанию ребёнка сделать что-то по своему.
Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы, окружайте его новыми впечатлениями, разнообразными предметами.
Уважайте точку зрения малыша, какой бы она не казалась нам «глупой» и «неправильной», не подавляйте своей «правильной» точкой зрения. Не смейтесь и не критикуйте работы малыша, какие-то необычные образы, возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать страх «ошибиться», желание отказаться от деятельности из-за страха потерпеть неудачу, отбить охоту к дальнейшим творческим поискам, попыткам и экспериментам.
Старайтесь придерживаться безоценочности в отношении к детскому творчеству – то есть не оценивайте слишком явно качество его творческой «продукции», не сравнивайте работы сына или дочки с работами других детей, а только с их собственными прошлыми опытами в том или ином виде творчества.
Больше внимания уделяйте организации творческого процесса, создания чего-то, поддержанию атмосферы творчества, а не его результатам. Ориентация на достижение успеха, противопоставление работы как серьёзной деятельности и игры как развлечения – всё это тормозит развитие креативности.
Предлагайте детям создавать больше рисунков, словесных и звуковых образов, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений – и в ваших совместных занятиях, и в играх детей друг с другом. А если эти образы возникают у него наедине с самим собой – просите делиться, поддерживайте.
Творите и играйте вместе с детьми – не только как педагог или руководитель, а как рядовой участник творческого процесса.
Не навязывайте при этом свою программу действий и образов, манеру изображения и решения каких-то задач (мыслительных или практических); наоборот, попытайтесь понять логику и игру воображения ребёнка и встроиться в неё; используйте игровые моменты, ставьте творческие задания, творите вместе с малышом – так вы поможете ему освободиться от запретов и норм, ограничивающих творческое развитие.
Развивайте чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагайте интересные и разнообразные задания, материалы, пособия, обязательно включайте в занятия физические упражнения, моменты зарядки, избегайте перенапряжения и однообразия.
Используйте игры и занятия, направленные на развитие самых разных сфер психики вашего малыша. Выбирайте те, что соответствуют его или её возрасту. При этом старайтесь не переусердствовать с количеством «левополушарных» заданий (на развитие словесно-логических функций). Даже старшим дошкольникам предлагайте больше «правополушарных» заданий, требующих работы образного мышления и воображения.
Используйте награды за необычные ответы, соревнования между детьми.
Поддерживайте на занятиях положительный настрой у ребёнка (и сохраняйте его сами) – активность, сосредоточенность, вера в свои силы.
Как развивается креативность у взрослого?
Попробуйте в течение недели или месяца:
v каждый день вставать с постели таким образом, какой ещё никогда не использовали;
v каждый день изобретать новое слово или придумывать для него значение;
v каждый день давать новое название своему дому;
v каждый день давать нагрузку своему интеллекту (это может быть что угодно);
v разгадывание кроссвордов, магических квадратов и пр., отведите на это определённое время, исходя из своих возможностей);
v каждый день что-то рисовать, используя при этом самые разнообразные изобразительные техники;
v каждый день формулировать мысль или сочинять афоризм (тема выбирается каждый раз наугад, например по словарю);
v каждый день задавать себе какой-нибудь интересный вопрос и находить на него ответ (это можно делать вместе с ребёнком).
Педагог-психолог Козлова О.В. |