Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Фон сайта А А А Обычная версия
Обновление сайта
ДДТ о главном
ДДТ о важном
Поиск
Полезные ссылки
  • УО ЗАТО Александровск
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Управление ФСКН по Мурманской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Педагогическая газета
  • Журнал "Педагогический мир"
  • ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия"
  • МОИПКРОиК
  • Внешкольник.РФ
  • МБУО "ИМЦ"
  • Информационно-просветительская поддержка родителей
  • Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Статистика
    Влияет ли стиль семейного воспитания на характер ребёнка?

    Рекомендации для родителей

    Влияет ли стиль семейного воспитания на характер ребёнка?

     

    С уверенностью можно сказать, что характер ребёнка можно откорректировать путём изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.

    Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания:

    рассудительный стиль;

    контролирующий стиль;

    доминирующий стиль.

     

    Сценка из жизни №1.

    Ребёнок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учёбе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

    Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно,иди. Ты же любишь рисовать!

    Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

     
       

    Рассудительный стиль. В результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

    Признаки сензитивности:

    ребёнок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазёр, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий спокойный, внимательный.

     

    Рекомендации:

     

    1.                            Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребёнок увлечён, подыгрывать ему.

    2.                            Усложнять игровую деятельность ребёнка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.

    3.                            Не следует бояться разбросанности и увлечённости ребёнка многими видами деятельности,

    4.                            Очень бережно относиться к ребёнку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.

    5.                            Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.

    6.                            Поддерживать добрые отношения родителей и ребёнка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.

    7.                            С появлением второго ребёнка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.

    8.                            Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.

    9.                            Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.

    10.                        Не допускать общения ребёнка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.

    11.                        Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.

    12.                        Не следует рано водить ребёнка в театр.

    13.                        Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.

     

    Сценка из жизни №2

     

    Ребёнок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

    Отец (строго). Я звонил сегодня классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

    Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но всё же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

    Ребёнок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша – моя лучшая подружка!

    Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь! 

     Контролирующий стиль. В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

                Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

                вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряжённость, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.

                Возникновению подобного типа личности способствуют условия:

    1.      Ребёнок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

    2.      Родители контролируют деятельность своего ребёнка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

    3.      Ребёнок до 5-ти лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жёсткому обращению со стороны детей разного возраста.

    4.      Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребёнка и обращаются с ним жестоко.

     

    Рекомендации:

     

    1.      Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых (подвижные игры, экскурсии, спорт).

    2.      Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).

    3.      Организовать приём водных процедур.

    4.      При организации работы соизмерять реальные силы ребёнка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.

    5.      Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).

    6.      Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребёнка.

    7.      Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

    8.      Полностью отказаться от физических наказаний.

    9.      Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.

    10.  Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребёнка.

     

    Сценка из жизни №3.

     

    Ребёнок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

    Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

    Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрём! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

    (Спустя неделю.)

    Ребёнок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

    Отец (возмущённо и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше себя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

    Мать (расстроено). Ничего, сынок. Ты всё равно у нас самый лучший!

      Состязательный тип. В результате такого стиля формируется доминирующий тип личности.

    Признаки доминирования:

    это обычно чистый, опрятный ребёнок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чём не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал – сила, могущество; власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа: спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, эстетических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

     

    Рекомендации:

    1.      Прекратить восторгаться своим ребёнком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.

    2.      Если ребёнок достигает первенства в чём-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.

    3.      Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребёнок не достигает успеха в чём-либо, помочь ребёнку выделить новые цели, адекватные его возможностям.

    4.      Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.

    5.      Направлять активность ребёнка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.

    6.      При сильном возбуждении ребёнка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.

    7.      Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.

    8.      Исключить все формы состязания ребёнка с окружающими, детально рассматривать конфликты.

    9.      Осторожно, корректно обращаться с ребёнком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.

    10.  Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

    11.  Пресекать попытки ребёнка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

    12.  Вместе с ребёнком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

     

     

      

    Литература: журнал «Школьный психолог»№16, 2008г.

    | 10.02.2012 | Просмотров: 822 | Всего комментариев: 0



    МБОУДО "ДДТ "Дриада" © 2020
    Проголосуй за наш сайт